Когда мы выздоравливаем от своей одержимости похотью, мы совершаем удивительное путешествие к собственному «я». Раньше мы были вынуждены убегать от самих себя. Сейчас мы узнаём и принимаем себя. С болью осознания приходит благодать Исцеления. А с исцелением приходит и возрастающая готовность взять ответственность за собственное «я» во всех его проявлениях. Я был удивлён и даже потрясён тем фактом, что всё, что есть в моей личности, это и есть “я”.
Постепенное познание собственного «я»
Похоть является тем первым слоем, или уровнем личности, который трезвый выздоравливающий сексоголик начинает осознавать, одерживая над ним победу. Вот пример типичной реакции: «Я и не представлял, что во мне столько похоти, пока я не перестал её употреблять». Когда мы впервые признаём свое бессилие и начинаем воздерживаться, то начинаем осознавать похотливые мысли, которые раньше находились за пределами нашего осознания. Похоть стала частью нашего внутреннего мира, и чтобы её увидеть, нам нужно было выйти за его пределы. Похоть была для нас как воздух, поэтому мы её не осознавали. Мы похожи на рыбу, которую внезапно вынули из воды! Самый лучший способ увидеть власть похоти над нами – стать сексуально трезвыми. Когда мы перестаём употреблять – или пытаемся перестать – похоть становится явной, и если раньше она не была заметна, то теперь бьёт в полную силу. Осознание глубины нашей похоти – это первый шаг удивительного путешествия в глубину осознания своей личности. Оно основано на готовности увидеть себя таким, какой я есть на самом деле. Ломка (синдром отмены) приводит нас на первый уровень духовного самоосознания.
Однако осознание похоти приносит с собой боль, боль столь сильную, что мы либо скатываемся назад в употребление похоти, либо мы находим Бога и продолжаем двигаться вперёд вместе с Ним. Возможно, именно из-за боли так много людей уходит из Программы на первом этапе. Мы чувствуем боль, которую нам нечем облегчить, мы чувствуем пустоту, которую нам нечем заполнить. «Единственным способом освободиться от похоти было употреблять её». Какое ужасное состояние!
Следующий уровень обнажается, когда мы начинаем видеть очередной дефект характера, который выходит на поверхность. Часто это негодование в разных формах. Когда в начале трезвости я впервые увидел своё негодование, я был поражён! До этого я не осознавал подобных чувств! Ещё бы – они были недосягаемы для моего разума, который был поглощён употреблением похоти. Когда эти разрушительные чувства прорывались наружу, я винил в этом других людей или обстоятельства.
Если мы честно признаём тот дефект, который вышел наружу, и одерживаем победу над ним, мы постепенно развиваем в себе способность видеть больше, и тогда становится очевидным следующий недостаток. Возможно, это один из кровных родственников негодования: злость, враждебность, оценка и осуждение, дух мести и не прощения. Разрушительные чувства по отношению к другим людям. Нет, не ко всем, но только к тем, кто явно “неправ” или “плохой”. Верно? Вот как коварен наш самообман. Суть в следующем: чем больше мы развиваем свою способность видеть себя такими, какие мы есть – с нашими недостатками, тем больше углубляется самоосознание и растёт наша жажда по праведности и Богу.
Если я говорю, что всегда прав, я сам себя обманываю.
За годы и месяцы выздоровления и чистоты мы медленно приходим к осознанию глубины своего душевного расстройства и тех страданий, которые оно приносит. Мы используем Шаги и Сообщество, чтобы выздоровление продолжалось. Порой этот процесс происходит медленно. Кажется, что некоторые люди и вовсе неспособны прийти к осознанности. Иногда проходит несколько лет, прежде чем мы начинаем её приобретать. Это и называется “нелегкий Путь Счастья”. По мере того, как мы продираемся сквозь тернии, к нам приходят радость и свобода, мы всё больше становимся такими, какими нас задумал Бог.
Попробуем подытожить, как проходит это удивительное путешествие внутрь собственного “я”:
- увидев сначала похоть, мы начинаем замечать и другие ущербные стороны нашей личности;
- мы признаём свои недостатки характера по мере их проявления (в этом нам помогают другие члены Сообщества – именно перед ними мы признаём свои ошибки);
- мы видим свое бессилие перед каждым дефектом;
- мы признаём поражение перед каждым дефектом и отдаём его Богу;
- постепенно мы одерживаем победу над каждым дефектом;
- мы всё больше и больше обретаем свободу быть теми, кем являемся на самом деле (людьми с недостатками), потому что у нас есть Лекарство. Принятие себя возрастает;
- возрастает наша потребность в Боге, а также способность принять Его;
- мы получаем высшее удовлетворение – единство с нашим Богом и другими людьми;
- всё это свидетельствует о растущем желании видеть и отдавать Богу свои дефекты, о растущем голоде по праведности и Богу и о продолжающемся углублении осознания собственного «я», выздоровлении и росте.
Когда мы рассматриваем наше выздоровление с этой позиции, то видим, как всёнаше существо было вовлечено в сексоголизм. Теперь же вся личность в целом – по мере постепенного раскрытия – должна быть вовлечена в наше выздоровление.
Влияние процесса самопознания на наши отношения с другими людьми
Чем больше мы понимаем себя и преодолеваем с Божьей помощью дефекты своего характера, в нас увеличивается готовность отказаться от отрицательных чувств по отношению к другим людям. В нас появляется потребность не только сдаться и препоручить Богу дефекты нашего характера, но и стать каналом связи между Богом и другими людьми, которых мы раньше отвергали. Божья Любовь и Принятие проходят через нас к другим людям.
Процесс исцеления наших отношений с людьми делает Сообщество выздоравливающих сексоголиков столь ценным. Мы ведём других через признание своих слабостей. Мы выносим свою неправоту на свет. Мы видим самые глубокие недостатки в себе и в своих братьях и сестрах, сидящих рядом на собраниях. И когда мы все вместе смиренно делимся тем, что у нас внутри, отдавая это Богу, подчиняясь Ему, и, если необходимо, возмещая ущерб, то становимся едины. Мы отождествляем себя с другими людьми в Сообществе и принимаем самую суть друг друга. Это ведёт к истинной любви – источнику живой воды, которая хлынет потоком и захватит своим течением тех, кто всё ещё страдает и жаждет.
Если мы выбираем не идти по пути принятия, мы разрушаем единство группы на глубинном уровне. Из-за такого отношения наша группа может застыть в развитии или даже начать разрушаться.
По этой же причине лучше не делать письменных заметок на собраниях о том, что говорится, или что мы хотим сказать. Это мешает нам научиться слушать, говорить, откликаться и действовать по наитию. Наша цель – постепенно очистить, пробудить и углубить заложенную в нашей природе непринуждённость, и через неё установить связь с другими людьми, которые присутствуют здесь самым настоящим образом; соучаствовать, вместо того чтобы набрасываться на людей с позиции нашего разобщающего рассудка, знаний или одержимости собой. И когда мы устанавливаем связь друг с другом на этом очищенном интуитивном уровне, то учимся, как устанавливать связь с Богом.
Размышление
Размышления в правильном состоянии духа усиливают наше самоосознание и развивают способность к единению с другими людьми и Богом. Когда размышление идёт вместе с молитвой за других людей, оно может многократно увеличить нашу способность быть полезными и даёт мир душе (см. Одиннадцатый Шаг в Белой книге АС).
Нужно сделать предостережение. В размышление мы привносим свою личность. Если я вхожу в размышление, но при этом затаил злобу или враждебность, наполнен гулом мирской суеты или шумом собственной болезни, что я могу ожидать? Размышление способствует выздоровлению, лишь когда в нас есть честность, и на её основе мы доверяем Богу свою волю и жизнь. Мы можем медитировать и при этом продолжать закрывать глаза на правду о себе. Медитация сама по себе не является признаком духовного роста. Медитировать может каждый, равно как и молиться. Увидеть себя в реальном свете нам помогают другие выздоравливающие члены собрания – ещё одна весомая причина, почему мы не можем выздороветь в одиночку.
Сновидения
По мере того, как постепенно углубляется осознание собственного «я», мы всё больше учимся принимать ответственность за всего себя, включая наши сновидения. Сновидения могут быть зеркалом, где отражаются те части нас самих, от которых мы убегаем – такой щадящий способ увидеть себя как есть. Как будто на собрании напротив меня сидит какая-то часть меня самого и любезно держит зеркало, предлагая мне в него заглянуть. Какие-то наши сновидения мы можем не понимать, всё понимать не обязательно. Мы учимся полагаться на помощь Бога и знаем, что наши сновидения участвуют в выздоровлении так же, как в нём участвует наша личность во время бодрствования.
Похоже, что похоть может искушать нас во сне точно так же, как она искушает нас во время бодрствования. Мы всё больше обнаруживаем, что можем отказываться от похоти во сне так же, как мы делаем это наяву. Если мы этого захотим, у нас может быть выбор. Кто-то подумает, что это невозможно, но наш опыт в АС доказывает, что постепенно этому можно научиться.
Когда у меня бывают сны с эротическим содержанием, я вынужден признать, что в них может быть часть меня, где я не капитулировал. Если я не признаю поражения, то я напрашиваюсь на неприятности. За не сданную похоть всегда приходится платить. Я вынужден признать, что это моя похоть, я выношу её на свет перед другими, отпускаю её и молюсь, чтобы Бог заполнил мою болезненную пустоту Своим присутствием. Нравится мне это признавать или нет, мои сновидения – часть меня. Я должен научиться видеть то, что они сообщают мне, и принимать за это ответственность.
Эротические сны
Изложенный выше взгляд на развитие нашего самоосознания в выздоровлении позволяет нам подойти к вопросу эротических сновидений с правильной стороны. Под эротическими снами мы понимаем случаи, когда человек осознаёт, что ему снится, как он занимается сексом. Мы можем говорить только за себя, а не за весь мир, и мы начинаем понимать некоторые явления в АС. Однако мы не претендуем на какой-либо авторитет по вопросам секса, ночных поллюций или сексуальных сновидений, не претендуем давать медицинские рекомендации.
Логично предположить, что в начале сексуального воздержания у некоторых мужчин будут ночные поллюции, со сновидениями или без них. Конечно, у кого-то так и происходит. Часть женщин в АС говорит, что в определённом аспекте такая проблема проявляется и у них. Можно попытаться объяснить это тем, что если человек привык очень часто заниматься сексом, то когда он останавливается, тело продолжает делать это самопроизвольно. Но многие холостые мужчины говорят, что начало своего воздержания они прошли без подобных сложностей. Состоящие в браке члены АС также заявляют, что в разных ситуациях они добровольно воздерживались от секса, и у них не было эротических снов. Некоторые состоящие в браке мужчины и женщины даже говорят о сексуальном воздержании как о долгожданном облегчении. Не существует свидетельств членов АС, что сексуальные сновидения необходимы или неизбежны.
Наш опыт выздоровления показывает нам, сексоголикам, что во всех случаях, когда действует похоть, внутри появляется требование получить секс, которое должно быть удовлетворено на сознательном или бессознательном уровнях. Как часто мы слышим на собраниях о людях, которые заигрывали с похотью в течение дня, будь то просмотр телевизора, рассматривание журналов или людей, а после этого им снились эротические сны?
Есть и такие члены АС, которые воздерживаются от секса с собой и другими, но им всё равно постоянно снятся эротические сны, иногда так же часто, как они раньше занимались сексом. Когда такие члены АС в течение длительного времени постоянно выносят на свет группы подобные факты, и выявляется определённая закономерность, часто эти люди сами начинают спрашивать себя, может, они в чём-то ещё не капитулировали?
В действительности многие трезвые сексоголики обоих полов, состоящие в браке или нет, не испытывают сексуальной активности во сне или в сновидениях. Есть и такие члены АС, кто прошёл через похоть и секс в сновидениях и пришёл к капитуляции, победе и свободе.
Многие спрашивают: прерывает ли сексуальное сновидение сексуальную трезвость? Это исключительно личное решение. Как заботливые товарищи мы можем сомневаться в правильности решения, но мы не объявляем человека трезвым или нетрезвым. Когда человек ходит на собрания и постоянно включает одну и ту же заезженную пластинку, другие члены группы могут поделиться с ним правдой своего опыта. Тогда можно надеяться, что этот свет проникнет через броню тех, кто ещё не капитулировал в некоторых областях своей жизни. Вот ещё одна причина, почему мы нуждаемся в трезвых, выздоравливающих группах, почему нам нужно быть предельно честными, когда мы делимся – это защищает нас от самооправданий, отрицания или поддержания болезни других людей.
Нам следует помнить, что вопрос сексуальной трезвости шире вопроса о сновидениях. Некоторые члены ставят под вопрос свою трезвость или обнуляют её, когда не было вообще никакого секса, например, они возгорелись похотью к своей жене или опьянели от похоти. Согласны мы с этим или нет, мы с уважением относимся к решению самого человека, выступает он “за” или “против” изменения даты своей трезвости в таких случаях. Не состоящие в браке члены АС также часто задают вопросы, как быть, если они не занимались сексом как таковым, но зашли в своих действиях довольно далеко. Последующее состояние подавленности, чувство вины и угрызения совести говорят им, их спонсорам и их группам, что они сделали что-то неправильно.
Такие отрицательные последствия предупреждают нас, что нужно остановиться и посмотреть на происходящее. Обычно со временем всё становится ясно.
Наверное, лучше всего предоставить решение о дате собственной трезвости самому человеку, нежели создавать свод правил, по которым людей будут оценивать со стороны. Конечно, есть случаи, где всё очевидно, но человек находится в явном отрицании, – тогда спонсор или группа могут просто сказать ему правду в лицо.
Мы не должны забывать о том, что по-настоящему имеет значение не формальный подсчёт срока трезвости, но наше качество жизни. Одна из ловушек со сроком трезвости состоит в том, что некоторые люди используют его в качестве заменителя по-настоящему изменившейся жизни. Они зацикливаются на внешних признаках: выражение «я трезвый» у них равносильно тому, что «у меня всё хорошо». Сам по себе срок трезвости не свидетельствует о выздоровлении, равно как и старость не является признаком мудрости. Мы можем быть до такой степени одержимы нежеланием обнулить свой срок трезвости, что отказываемся видеть наше действительное состояние. Так бывает в АА, так бывает и в AС, но злоупотребления отдельных лиц никак не влияют на ценность нашего определения трезвости для большинства. С другой стороны, люди могут быть излишне строги к обнулению срока трезвости и могут делать это на основе сновидений или похожих переживаний. Тем самым они превращают определение трезвости в вопрос соблюдения формальностей, отодвигая на задний план подлинное выздоровление.
Людям, которых беспокоят эротические сны, нужно спросить себя: возможно, эти переживания открыли дверь терпимости к похоти, что увеличивает её шансы снова войти в их жизнь в роли господина. Те, кто занимаются сексом «бессознательно» и «непроизвольно», вполне могут обманывать себя насчёт действительной победы над похотью. Когда мы вытесняем похоть из поля зрения, подавляем её, то сами себя ослепляем, что смертельно опасно. Если мы обнаружили это за собой, то можем попросить Бога помочь нам увидеть своё настоящее состояние, выйти из отрицания, признать поражение и обрести свободу.
Опыт членов АС показал, что одно из действенных средств постепенной победы над сексуальными сновидениями – сразу же позвонить другому человеку независимо от того, который час. Члены АС говорят, что через некоторое время появляется навык просыпаться немедленно. Затем они звонят другим членам АС и рассказывают им, что происходит, чтобы сломить власть похоти. Следуя этой практике при любых искушениях во сне, мы развиваем свою подотчётность другим, перестаём скрывать свои секреты, что постепенно приводит к победе над похотью и во сне.
С того момента, как я осознал, что могу употреблять похоть во сне и что у меня есть выбор не делать этого, я стараюсь каждую ночь и каждое утро вспоминать о необходимости признать поражение и сдать всю мою похоть на всех уровнях. Обычно я говорю примерно так: «Я бессилен перед своей похотью. Я не хочу ни капли похоти, ни внутри, ни снаружи, сознательной или бессознательной, явной или скрытой. Я посылаю её прочь. Пожалуйста, сохрани меня трезвым от похоти, потому что я сам не могу». И чтобы страх падения не заставил меня сорваться, я также признаю своё бессилие перед ним, препоручаю этот страх и прошу Бога забрать его.
Как показал мой опыт, самый лучший способ победить похоть во сне – добиться победы над рассматриванием и фантазиями, когда я бодрствую.
Как говорят выздоравливающие алкоголики, «зловонное мышление ведёт к употреблению». Место, где я признаю бессилие, капитулирую и ищу связи с Источником жизни – это мое сознание в моей собственной голове.
Моё подсознательное – это я сам, и мне нужна помощь для всего меня. Если я пытаюсь контролировать похоть на любом уровне, я только подавляю её и только ухудшаю ситуацию. Я знаю, что могу путём признания поражения и работы по Шагам учиться постепенно отдавать Богу контроль над моими мыслями во сне и во время бодрствования. На самом деле это чудо! Зачем довольствоваться меньшим? Действительно, кто захочет оставаться «сухим пьяницей», когда он или она могут доверить жизнь Богу и получить полную свободу?
«Полумеры нам ничем не помогли».
30 июля 1985, испр. 1/90
***Ранее эта статья в издании «Эссей» называлась «Трезвость и подсознание», «Трезвость и моё «я».