«Соприкоснитесь с вашими чувствами!». На сессиях групповой терапии я наслаждался ощущением, как будто сознание расширяется, когда я давал чувствам свободу. (Сейчас я вижу, что на самом деле расширялось эго). Теперь, когда я трезвый и выздоравливаю, я перестал доверять своим старым чувствам, они слишком зависят от моей духовной болезни. Такая осторожность вызвана тем, что я не могу доверять своим чувствам относительно похоти, романтики, влечения между полами. Сейчас я осознаю, что такие мои чувства к людям, как негодование, страх, зависть, осуждение – также искажены. В этих чувствах действует Ложь. Иначе и быть не могло. Не может такого быть, чтобы в одной сфере (как я воспринимаю мужчин и женщин) я полностью был подвержен влиянию моего низшего “я”, а в других сферах – был полностью свободен от этого. Я стал относиться к своему восприятию и чувствам с осторожностью.
Я приведу несколько примеров моего совершенно неадекватного восприятия действительности, которые я обнаружил в процессе выздоровления. Я расскажу, в каком свете я видел моего брата и мою мать. До моего прихода в Программу благодаря психотерапии я научился заглядывать в прошлое и там искать причины и источники моего невротического мышления и поведения. Все объяснялось просто: меня потрясла смерть отца, брат отвергал меня, мать контролировала и жила в неврозе – всё, как по учебнику.
Я сделал открытие, что я был жертвой. Мне всё больше хотелось обвинять других людей в своих проблемах. Я ясно видел, как мой брат (фигура, замещающая отца) постоянно меня отвергал, как мать подавляла мою любознательность и полностью контролировала мою жизнь и так далее. Однако, если моё состояние находится во власти других людей, могу ли я когда-нибудь стать свободным? Я никогда не смогу изменить то, что случилось в прошлом. В погоне за более глубокими прозрениями, в поиске более глубоких “причин” своего состояния я мог бы провести всю свою жизнь. Если же моё болезненное состояние вызвано моим отношением к жизни и людям, тогда я могу что-то изменить.
В процессе выздоровления я увидел другую реальность, не похожую на ту, какую рисовали мои старые чувства. Когда я начал делать Шаги и старался простить, то увидел, что мой брат просто защищался от моего нездорового и чрезмерного требования внимания и покровительства, и на самом деле этим он мне помогал! Конечно, у него были свои проблемы, и он совершал неправильные поступки, но он не был причиной моих негативных чувств, моего поведения и моей сложной судьбы. Причиной были мои больные установки. Похожая ситуация была и с матерью. Каждый раз я проигрывал сцены из прошлого через призму своего больного эго и искал, в чём я могу обвинить и затем отвергнуть других людей. Я нуждался в этом, чтобы не видеть своих собственных недостатков. Как преображается мир вокруг, когда я меняю своё отношение!
Сегодня искажения реальности тоже случаются, если я позволяю им войти в свою жизнь. Например, я могу проигрывать в своей голове конфликт с женой или членом АС снова и снова. При этом я стараюсь найти, за что зацепиться, чтобы был повод осудить, отвергнуть или наказать. Это похоже на светофильтр, который пропускает в фотоаппарат свет только с определённой длиной волны. Так и я выбираю только те факты, которые поддерживают мою правоту. Конечно, другой человек мог поступить неправильно. Моё восприятие использует его ошибки, чтобы питать предвзятое отношение к нему. Я решаю делать акцент на его ошибках и искажаю их подобно тому, как я привык выделять различные аспекты образа женщины и извращать их, чтобы обслуживать свою больную потребность во время мастурбации или полового акта. Я сосредотачиваюсь на чужих ошибках, вырываю их из контекста, как будто они – самое главное. Я вижу только одно действие или слово, вычеркиваю из действительности личность человека и многообразие жизненных обстоятельств. В этом смысле ошибки, которые я решаю раздуть, не настоящие, плотью и духом их наделило моё воображение. Вместо того, чтобы сразу же честно выразить свои чувства, я направляю их внутрь себя. Например, я позволяю гневу захлестнуть меня, как будто сильной волной, а неприязни – отравить меня.
Моя похоть создаёт неправду: моя сексуальная похоть создаёт неправильное восприятие реальности женщины, а моя похоть в виде негодования или в виде осуждения создаёт неправильное восприятие кого бы то ни было, кто попадёт под её прицел. Какой же устрашающей силой я обладаю внутри себя – силой, способной искажать реальность, разрушать доброе, истинное и прекрасное! Неслучайно это называют безумием.
Удивительно, что всякий раз, когда я вижу своё неправильное отношение и отказываюсь от него, прекращается моё внутреннее расстройство и также изменяется моё восприятие другого человека. Когда я перестаю играть роль судьи, то могу отпустить любую неправоту и обрести свободу, вместо того чтобы быть в одержимости. Когда я совершаю действие любви, иду навстречу другому, чтобы восстановить отношения, тогда я возвращаюсь обратно в реальность. Без Бога это невозможно. Когда я вручаю свою волю Высшей воле, истинное равновесие моей человеческой природы восстанавливается и внутри, и снаружи.
16 апреля 1988, испр. 10/89