Первый Шаг

Мы признали, что бессильны перед похотью – что наша жизнь стала неуправляемой.

Когда я пришёл на своё первое собрание АС, мне сказали, что нужно будет написать мой Первый Шаг и поделиться им с членами группы АС. Хотя до этого я был в АА в течение нескольких лет, я никогда не слышал о письменном Первом Шаге.

Мне сказали составить список примеров моего бессилия перед похотью, например: пропускал важные события с тем, чтобы употреблять похоть физически; подвергал себя и других людей риску нанесения физического вреда, ареста или болезни; секс с людьми, которые мне не нравились; участие в действиях, которые вызывали у меня отвращение и переполняли чувством стыда и так далее.

Они посоветовали не упускать из вида случаи, когда похоть повредила значимым отношениям, даже если тот человек не был объектом моей похоти (например, употреблял похоть с лучшей подругой моей сестры и тем самым испортил отношения с сестрой; пытался поддержать разговор с другом и одновременно был пожираем похотью к человеку, находящемуся в другом конце комнаты и т.д.).

Также мне сказали составить другой список примеров неуправляемости в моей жизни, которые были последствиями моего болезненного пристрастия. Иногда у меня получалось выявить прямое последствие какого-либо эпизода из первого списка и внести его во второй. Однако, были и другие последствия, накопленные в результате многих лет погони за похотью.

В каких сферах искать последствия: испорченные отношения с семьей, потерянная дружба, упущенные благоприятные возможности в моей карьере, неприятности с законом, финансовые расходы, время, потраченное впустую на погоню за похотью, и так далее.

Я старался рассмотреть как можно больше областей моей жизни, где моё болезненное пристрастие вызвало осложнения. Результат был нелицеприятный. Обнаружились несколько чрезвычайно болезненных последствий в отношениях, особенно с моей женой и ребёнком. Есть некоторые утраты, которые, как я осознал, никогда не могут быть восстановлены.

Я называю эти болезненные примеры «серебряными пулями». Я до сих пор держу этот список под рукой. Всякий раз, когда моя болезнь говорит мне, что похоть придаст мне бодрости, весёлости или принесёт облегчение, я смотрю на этот список последствий того, что моя погоня за похотью в действительности приносит. Это правда о моей болезни, зафиксированная на бумаге.

Этот Шаг, скорее всего, вызовет у вас неприятные  чувства, когда вы увидите у себя перед глазами написанную чёрным по белому правду. Я проводил послеобеденное время в доме моего спонсора и писал свою инвентаризацию, пока он работал во дворе или в другой комнате. Его присутствие где-то поблизости придавало мне чувство защищённости, и это позволяло мне прорываться сквозь боль, страх и стыд.

Я писал и другие инвентаризации на «семинарах», когда встречался с другими выздоравливающими людьми в беседке для пикника в местном парке, и мы поддерживали друг друга, когда изливали на бумагу какие-нибудь очень болезненные переживания. Подвалы церквей, частные дома и тому подобные места, где можно собраться, дают нам возможность вместе сделать то, что в одиночку мы сделать не в состоянии.

Не удивляйтесь, если что-то из этой работы вызывает похоть. Похоть была моей реакцией на почти любую сильную эмоцию большую часть моей жизни. Если с вами происходит то же самое, когда вы пишете этот или любой другой из последующих Шагов, сделайте перерыв и поблагодарите Бога за напоминание вам о том, что вы – настоящий сексоголик.

Как только я написал эти списки, то сел вместе с моим спонсором, чтобы посмотреть на них. Он указал мне на некоторые пункты, где создавалось впечатление, что я наслаждаюсь «шокирующим эффектом», вместо того чтобы увидеть своё бессилие и неуправляемость. Он помог мне сформулировать примеры таким образом, чтобы они сообщали правду без приукрашивания или драматизации, с уважением к чувствам членов группы, которые будут слушать мой Первый Шаг.

Идея поделиться постыдными секретами, которые я написал, мне не понравилась. Люди в этом сообществе говорят о том, что мы делимся с позиции собственной слабости. В том месте, где я вырос, показать свою слабость было как пустить кровь перед стаей акул. Ещё я боялся, что после того, как расскажу некоторые подробности о жестокости, насилии, которые я совершал при употреблении похоти, меня попросят уйти.

Если бы я думал, что смогу выздороветь без поддержки группы, я отказался бы (или, по крайней мере, откладывал “на потом”) рассказать этот Шаг перед группой. Однако мой страх возвращения к активному употреблению похоти оказался сильнее, чем мой страх перед тем, как группа может отреагировать на мой рассказ.

Поддержка и принятие, которые я получил от группы, когда поделился своим Первым Шагом, освободили меня от большей части моего страха и стыда. Я начал верить, что я больше не одинок, что я нашёл группу людей, которые понимают мою проблему и радушно принимают меня. Как только я закончил рассказ, один мужчина, который пришёл в Сообщество вскоре после меня, сказал, что я только что рассказал его историю.

Когда он наблюдал, с какой любовью отнеслась ко мне группа, его страх поделиться своим Первым Шагом уменьшился. Один из самых благотворных эффектов Первого Шага состоит в том, что он уменьшает стыд, страх и замкнутость. Другое последствие заключается в том, что если вы тщательно выполните эту работу, у вас будет письменное свидетельство о сущности и степени тяжести вашего состояния. Вы начнёте видеть правду о самих себе и вашем болезненном пристрастии.

Essay, № 4, 2001 г.

Анонимные Сексоголики